Москва умеет зарабатывать, но и на ней, родимой, есть много желающих также заработать. Туризм и, в частности, организация экскурсий – очень доходное дело. Сотни миллионов рублей совершают круговорот «от кармана в карман» ежегодно. Из какого кармана и в чей? Первый карман, понятно, принадлежит туристу, а вот второй…
В этот экскурсионный бизнес, в силу его большого коммерческого потенциала, попадают разные люди по образованию и разные с точки зрения своих намерений.
Специалисты отмечают повальное отсутствие ответственности многих горе-экскурсоводов за частое безбожное враньё, за путаницу в датах и именах. Возможность контроля практически отсутствует, ведь даже в социальных сетях создаются сотни разных экскурсионных сообществ со своими работниками. К примеру, экскурсии в Праге находятся под строгим контролем городского Магистрата.
Нельзя сказать, что в Москве нет хороших экскурсий. Как всегда в нашей жизни, есть люди, мечтающие попасть на литературный вечер, а есть те, которые выбирают романтические маршруты с привкусом ночной Москвы или вкусом редких вин. Люди выбирают маршруты, вопрос в том, кто их проводит и какое информационное качество этих экскурсий.
Хороший экскурсовод дорого стоит для качественного туризма, его надо беречь. Он должен уметь говорить по делу много и достоверно, быть терпеливым, знающим. Таких людей набирают из историков и гуманитариев. Они есть, эти фанаты своего дела. Они способны на пешеходном маршруте по местам встреч «Есенин – Дункан» часами читать вам стихи. Но таких катастрофически не хватает. И опять вопрос: «Что делать?».