Совсем недавно никто не сомневался в появлении новых блоков Темелинской АЭС; запланированные энергетические концепции были первыми кирпичиками в строительстве. Сегодня темелинские основы покачнулись. Компания ČEZ тендер на строительство откладывает, и появился документ, согласно которому все объясняется недостаточным количеством средств. Правительство привносит еще больше неопределенности, принимая постановление, в котором говорится, что конкурс пройдет, но, возможно, не будет победителя. Это означает отсрочку еще как минимум на пять лет.
Так хочет ли вообще Чехия новую атомную электростанцию? И если да, хочет ли она каким-то образом учитывать вопросы внешней политики и безопасности, связанные с АЭС? Царствующий хаос наглядно иллюстрируют плохо слаженная игра по нотам премьера и его министра промышленности. Премьер Нечас (Nečas) заявляет, что решения о «Темелине» будет принимать правительство, а не ČEZ, потому что тендер несет с собой и внешнеполитические риски. Но министр Коцоурек (Kocourek) в то же время в Москве убеждает российского вице-премьера Жукова, что все решит «только качество, безопасность и цена, ничего больше».
Неизвестно, может быть, Коцоурек просто решил не дразнить русского медведя. Или он поддался атмосфере московских переговоров, в заключении которых российский вице-премьер языком 1980-х годов заявил, что Россия ОЖИДАЕТ (sic!) победы госкомпании «Атомстройэкспорт». Хуже всего было бы, если бы московское раболепство Коцоурека отражало реальную позицию чешского правительства, а высказывание Нечаса было предназначено исключительно для домашнего зрителя перед выборами.
Конечно, возможно, что все совершенно иначе. И Нечас сотоварищи ведут свою игру, цель которой – пойти навстречу западным претендентам. То есть, отсрочка тендера позволит американской компании Westinghouse преодолеть разрыв и догнать русских. А упоминание о том, что победителя может и не быть, должно заставить участников предложить наименьшую цену.
Конечно, это был бы лучший вариант. Но опять же это означало бы, что нынешнее правительство просто пытается залатать дыры, возникшие в этих вопросах три года назад.
«Темелин» — это заказ, который повлияет на чешскую энергетику и промышленность на сто лет вперед. И то, что мы сейчас наблюдаем (неопределенность, безнадежность, столкновения интересов или хорошо продуманное латание дыр), — это не самая успокаивающая картина.